Свет в фотографии: мягкий, жесткий, рассеянный

Характеристика света по жесткости/мягкости является наиболее простым способом его классификации.  Тем не менее, нельзя относить какую-либо светоформирующую насадку к классу мягких или жестких (за исключением точечных источников света, которые всегда жесткие).

В зависимости от размеров и расстояния между объектом съемки и источником света, одна и та же насадка может создавать и мягкий, и жесткий, и даже рассеянный свет.  Взглянем детальнее на каждую из этих категорий:

1. Жесткий свет

Характеристики света. Мягкий и жесткий свет. Оборудование BroncolorЕсли смотреть на свет со стороны его источника, будут отчетливо видны точные тени. На заднем фоне или на поверхности под объектом есть либо освещенная область, либо тень, и ничего промежуточного – без градаций. Даже самые мелкие детали отбрасывают явно просматривающуюся тень. Структура любого объекта (текстиль, кожа и т.п.) выделяется крайне четко.
Очень жесткий источник света является единственным, который не меняет своих характеристик при изменении расстояния до объекта: в соответствии c законом обратных квадратов меняется мощность, но тень всегда остается такой же – очень резкой.
Жесткий свет усиливает контрастность объекта. Прямо освещенные области могут стать засвеченными, в то время как тени останутся очень темными. Плюс ко всему, жесткость света влияет на насыщенность цветов. Небольшие жесткие источники увеличивают насыщенность картинки, в то время как мягкий, и в особенности рассеянный свет, уменьшают эту характеристику.

Для формирования жесткого света могут быть использованы такие открытые рефлекторы, как Broncolor P70, P65, P45, P50 и рефлектор Par, при использовании на определенном расстоянии от объекта – несколько метров и более; источники с линзой Френеля – такие как Pulso Flooter, Pulso Spot 4 и точечная насадка  для головки Picolite; оптические системы – Pulso Spot 4 с оптической насадкой 150 мм, проекционная насадка для Picolite. А также набор Sunlite, litestick и «голые» лампы (световые головки без каких-либо насадок).

2. Мягкий свет

Характеристики света. Мягкий и жесткий свет. Оборудование Broncolor

Как правило, мягкие источники света имеют примерно тот же размер, что и объект или область, которую они освещают: к примеру, софтбокс 60 х 60 см подойдет для небольшого портрета, а софтбокс 90 х 120 см для снимка в полный рост. Тени на заднем фоне все еще отчетливо видны, но уже сформированы не настолько резко и точно. По большей части данные тени имеют градацию и лишь небольшую четкую область (ядро). Мелкие и точные детали не проявляются. Текстура объекта уже менее контрастна и поэтому не настолько явно видна как при жестком свете. Мягкий свет все еще увеличивает контрастность объекта, но существенно меньше, чем жесткий свет. Что касается насыщенности цвета, при мягком свете данная характеристика является средней между жестким (высокая насыщенность) и рассеянным светом (низкая).

Чтобы быть мягким, источник света должен быть определенного размера (и уже не являться точкой). Расстояние от него также очень важно: чем ближе мы размещаем источник, тем больше становится его площадь по отношению к объекту или модели. Это означает, что свет становится тем мягче, чем ближе источник находится к объекту, а по мере удаления от него свет становится более жестким. Источник света размером 100 на 100 см, размещенный на расстоянии 4 метров от модели, имеет те же характеристики жесткости, что и источник, вчетверо меньший по площади (50 на 50 см) на вдвое меньшей дистанции (2 метра). В соответствии с законом обратных квадратов, наблюдаются и иные эффекты: более высокая контрастность при размещении ближе к модели. При перемещении софтбокса 100 х 100 см вдвое ближе (при этом необходимо снизить мощность источника примерно на 2 f-stops), свет будет намного мягче.

В роли мягких источников света могут быть использованы следующие насадки и приборы: софтбоксы любых размеров (но при этом должен соблюдаться четкий расчет размера и позиции), рефлекторы Softlight и P-soft, параболические зонты Para в сфокусированном и расфокусированном положении, источники света с акриловой поверхностью – Hazylight и Boxlite 40 (для небольших предметов), Satellite Staro.

3. Рассеянный свет

Характеристики света. Мягкий и жесткий свет. Оборудование Broncolor

Теперь источник света становится огромным. Теней нет вовсе, так как плоскость света настолько велика, что полностью освещает все вокруг объекта. Свет больше не указывает направление, единственный контраст на фотографии – контрастность самого объекта. Структура поверхности объекта становится максимально плоской, практически неразличимой, и насыщенность цвета существенно снижается.

Для создания рассеянного света можно применить: большие софтбоксы на маленьком расстоянии  (для небольших предметов), непрямой свет, отраженный тремя светлыми стенами (эти стены должны быть нейтрального оттенка, чтобы избежать смешения цветов), обернутые вокруг объекта световые туннели.

Пример:

Характеристики света. Мягкий и жесткий свет. Оборудование Broncolor

Данное фото – хороший пример для иллюстрации жестких и мягких теней. Сквозь очень узко открытые шторы дневной свет проникает в комнату. По горизонтали щель всего несколько сантиметров в ширину  – соответствующие тени очень жесткие. При этом, вертикальная тень очень мягкая, так как по вертикали штора позволяет свету проникнуть от пола до потолка. В студии этот эффект может быть достигнуть при помощи узких источников света, таких как Striplite 120, или, с некоторыми ограничениями, стрипбоксами Broncolor 30×120 и 30х180 c установленными стрип-масками, сужающими излучающую свет поверхность до 10 см в ширину.

В статье использованы примеры и текст из книги Урса Рехера “Архитектура света 2” (“Light Architecture 2”).

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий